Методы убеждения подростка

Сегодня предлагаю Вам обсудить достаточно волнующую для многих родителей тему. Она звучит следующим образом: « Методы убеждения подростков ».

 В самом начале хочется напомнить слова замечательного педагога Амонашвили: «Начнешь с горою говорить – услышишь только эхо, не поленишься злак зарыть – пожнешь зерно успеха».

 В силу самых разнообразных жизненных обстоятельств многие родители или люди более старшего возраста испытывают затруднения в общении с молодым поколением. Это не говоря уже о том, чтобы заставить или убедить выполнять или прислушаться к тем советам, предложениям, которые исходят от более опытной и умудренной жизнью стороны. Прислушайтесь с нижеследующими советами и попробуйте выстроить ваше общение, но уже по другим канонам.

1.  Метод противоречий, основанный на выявлении противоречивости и доводах убеждаемого и на проверке собственных аргументов на непротиворечивость, с целью предотвратить контрнаступление. Пример, считаешь ли ты, что необходимо с уважением относиться к окружающим? Можно ли расценивать поведение как проявление уважения к окружающим? Как тогда его можно объяснить? «Ты должен слушать учителя, потому что он умней» - противоречивое убеждение. Может последовать: «Не всякий и не во всем».

2. Метод «извлечения выводов»: аргументы излагаются не сразу, сначала необходимо добиться согласие на каждом этапе. Пример, считаешь ли ты, что урок должен содействовать повышению ровня знаний учащихся? Согласен ли ты, что прежде чем переработать информацию, то есть подумать над ней, запомнить, нужно начало ее получить? Какие способы восприятия информации существуют? (Имеется в виду ответ: «Основные – зрение и слух – при условии определенной концентрации внимании».) Можно ли сделать вывод, что для успешного восприятия информации ее нужно выслушать или прочитать? Как будет выглядеть «портрет» ученика, успешно воприн6имающего информацию?

3. Метод двусторонней аргументации: излагают преимущества, а потом недостатки принятого решения. Это создает впечатление непредвзятости убеждающего. Пример, давай рассмотрим сначала все трудности и недостатки того варианта, когда полностью будут соблюдаться правила поведения на уроке. Да, пропадает возможность продемонстрировать своим друзьям собственную «крутость», которая заключается в неповиновении взрослым. Может быть, будет трудно справиться с собственными желаниями… теперь давай рассмотрим преимущества. Будет формироваться такое мужское качество, как умение терпеть в трудной ситуации. Одноклассники будут относится к тебе с уважением за настойчивость в достижении цели.

4. Метод «да, но…»: используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашаются  собеседником, а после некоторой паузы приводят доказательства недостатков его подхода. Пример, можно огласиться с тем, что стертые учителем из школьного компьютера файлы представляли для тебя ценность и следовало спросить твоего согласия н6а это. Но давай подумаем: если бы учитель пришел к тебе домой и разложил в твоем книжном шкафу антикварные издания Пушкина, вправе ли ты был бы их выбросить?

5. Метод бумерангов: собеседник возвращают его же аргументацию, но направленные в противоположную сторону. Часто неэффективен для подростков, которые сами им хорошо владеют, «ловят» на него взрослых, заставляя их прибегать к самооправданию. Пример, согласись, что ты был не слишком вежлив на уроке. – Да, но это потому, что вы были ко мне не объективны. – Нет, я отношусь к тебе как ко веем. – Но вы потеряли мою тетрадь. – Но я дала тебе листок. И т.д.

Ваше  убеждение будет более  эффективным, если:

  • Осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; возбуждение, гнев интерпретируются как неуверенность убеждающего;
  • Когда не только предлагается воя, но и рассматривается аргументация убеждающего
  • Когда отсутствуют прямые заключения о неправоте убеждаемого, задевающие его самолюбие и повышающие уровень самозащиты;
  • Когда отсутствуют длинные назидательские сообщения, в процессе которых собеседник выключается или начинает защищаться;
  • Когда между аргументами присутствуют некоторые паузы, поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание собеседника;
  • Когда сам убеждаемый принимает участие в обсуждении и принятии решения, так как люди лучше перенимают взгляды, в обсуждении которых принимаю участие.

Советы родителям «Подростки: перепады настроения, депрессии, подростковый кризис».

Подростковые гормональные бури доставляют родителям немало беспокойств. Тут и резкая смена веселья на слезы, немотивированная агрессия по отношению к чужим и близким, странные увлечения. Это один из самых серьезных периодов в жизни человека, период, когда все, вложенное в ребенка, может пропасть.

Искать виновных в такой ситуации бессмысленно. Компания, сам ребенок, родители, виноваты все и не виноват никто. Чем сильнее опека, чем строже контроль над ребенком, тем больнее падают стены песочного замка; в то же время недостаток опеки вызывает те же явления, что и ее превалирование. Много зависит от характера и стойкости самого подростка. Многие дети, попадая в почти одинаковые ситуации, поступают по-разному, это зависит от уровня развития, от количества полученных знаний, от умения применять навыки.

Конечно же, лучше было бы заниматься воспитанием до кризиса, об этом написаны горы книг, но чаще всего проблема возникает как бы из ниоткуда, и с ней приходится бороться. Бороться ради самого ребенка, который может настолько далеко уйти от вас, что больше вы не сможете быть рядом. Совсем миновать кризис сложно, просто нужно быть готовым к нему, не дать уйти ребенку в глубокую депрессию или в преступную группировку.

 

Первое, что необходимо сделать - начать говорить с ребенком. И помнить, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. Просто он еще недостаточно взрослый. И не думайте, что всё будет так просто: вы сядете, и всё-всё узнаете. Это зависит от того, насколько уже подросток успел закрыться. Никто не помешает ему соврать вам, и когда ложь раскроется, вы поймете, что в чем-то прокололись, потеряли доверие. Придется вновь добиваться доверия; помните, что до 5 лет родители - царь и бог для ребенка?

При разговоре с подростком не стоит использовать категоричных форм, так же как и не стоит показывать ребенку его интеллектуальную незрелость с излишней навязчивостью. Старайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не мог односложно ответить "да" или "нет", пусть использует мышление и дает развернутый ответ. Также в вопросе не должно содержаться намека на ответ. Смотрите сами: "Вася, ты что, принимаешь наркотики? (встречаешься с Петей, пьешь пиво, взял у папы из кармана деньги и т.п.)". Сами вы что ответили бы на такой вопрос? Вот и ребенок скажет то, что вы сами хотели услышать - святую ложь, чаще всего так и происходит. Старайтесь вопросом натолкнуть подростка на произнесение вслух причины действия, пусть он вслух проводит параллели между причиной и следствием.

Необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознание себя как личности. То, что еще вчера казалось незначительным, может приобрести новые черты. В этот же период происходят радикальные перемены во внешности, тело меняется, меняются желания. Невозможно оставаться самим собой, ребенком, когда даже собственное лицо становится иным. В это время некоторую лабильность (перепады настроения) можно считать нормой. Если грани перепада настроений не велики и не слишком часты, можно помочь подростку сбалансировать настроение. Например, с помощью травяного чая, ванны с солью и хвоей, прогулок на природе. Если перепады повторяются все чаще, без видимых причин, стоит поговорить с врачом.

Самая тяжелая часть - подростковые депрессии, которые иногда приводят к суициду. В подростковый период уже вполне созрел страх смерти, но вот ценность жизни еще не осознана. Депрессия может проявиться даже у ребенка, у которого, на первый взгляд, все в порядке. Ведь вся семья уже знает, с какими оценками он окончит школу, в какой ВУЗ поступит, кем станет. И вот гормональная перестройка и переосмысление жизни ломает эти графики и планы, человек осознает, что может быть и по-другому. Особенно тяжело переносится подростком утрата одного из близких людей - родственника, близкого друга. Если вы наблюдаете признаки депрессии более чем одну неделю, необходимо срочно обратиться к врачу, такую проблему человек не всегда в состоянии пережить сам, ему нужна помощь специалиста.

Старайтесь сделать рацион подростка разнообразным и сбалансированным, перенасыщение рациона животными жирами и искусственными ингредиентами так же способствует развитию нервных проблем. Алкоголь, излишки кофеина, недостаток движения - всего этого следует избегать не только для сохранения хорошей фигуры. Здоровое тело содержит в себе здоровый дух, это было сказано  давно.

 Общайтесь, искренне старайтесь интересоваться жизнью ребенка, его миром. Знакомьтесь с его друзьями. Будьте и наставником и другом, это прописные истины, но если бы все их придерживались, детских проблем стало бы меньше. И помните, как бы много вы не читали, как бы много симптомов не совпадало с тем или иным нарушением, точно определить проблему может только специалист. Не делайте поспешных выводов, но и не закрывайте глаза на проблемы.

 

Родительское собрание на тему: «Ваш ребенок – первокурсник»!

      Ваш ребёнок успешно преодолел вступительные испытания и теперь в семье появился студент! Можно вздохнуть с облегчением – страхи и волнения позади, а впереди у вчерашнего абитуриента – новая и интересная студенческая жизнь.

       Но расслабляться еще рано – именно первый курс обучения является наиболее трудным, когда студент остро нуждается в семейной поддержке. Это связано с тем, что в личности и характере первокурсника происходят серьезные изменения. С одной стороны он уже взрослый человек, а с другой, все-таки – вчерашний школьник, еще не совсем расставшийся с детством. И вот эта двойственность статуса накладывает отпечаток на характер и на все поступки молодого человека.

       Чтобы эффективно поддержать студента в сложный период, родителям необходимо понимать с какими трудностями он сталкивается.

Первокурснику предстоит:

  • Осознать себя в новом качестве («Я – студент»);
  • Влиться в новый студенческий коллектив;
  • Найти общий язык с новыми преподавателями;
  • Разобраться в новой ситуации обучения и привыкнуть к ней.

      Обучение в профессиональном учебном заведении отличается от обучения в школе, а потому необходима адаптация, т.е. привыкание, приспособление к специфике обучения. Это не одномоментный процесс и на новом учебном месте продолжается в течение первого учебного года.

        Начинается все с того, что молодой человек попадает в студенческое сообщество и понимает, что ничем он не выделяется – все одногруппники в одинаковом положении. Весь авторитет, заработанный в школе, мало кого интересует, и предстоит заявлять о себе заново, прежде чем тебя начнут серьезно воспринимать. Но в этой ситуации есть и положительный момент - для учеников, чьи успехи в школе были не блестящи, это прекрасная возможность начать всё с чистого листа и проявить себя с лучшей стороны.

 

 

Как помочь первокурснику быть успешным в учебном процессе.

    Первые полтора – два месяца, после начала учебного года нужно дать новоиспеченному студенту возможность самостоятельно выстроить свой учебный процесс.

  Он попал в новые условия, и требуется время, чтобы в них сориентироваться. Если спустя пару месяцев после начала учебного года первокурсник не проявил достаточно самостоятельности и ответственности, чтобы не погуливать занятия и вовремя к ним готовиться, то необходимо повлиять на ситуацию.

        Вы можете объяснить нерадивому ученику, что учеба в профессиональном учебном заведении требует от студента гораздо больше самостоятельности, чем учеба в школе. Хотя контроль за посещаемостью в колледже существует, все равно есть соблазн распоряжаться своим временем, как захочется (хочу – прогуляю, хочу – нет). И в связи с этим многие первокурсники уделяют учебе мало внимания. А когда приходит время держать отчет (сессия), то выясняется, что слишком много упущено и достойно сдать экзамены и зачеты очень сложно.

Следует учитывать, что если в первый год профессионального обучения были запущены базовые дисциплины, то изучение других предметов на более старших курсах будет начинаться с непонимания.

     Регулярно давайте возможность своему ребенку пробовать себя в роли преподавателя – учить Вас тому, чему он учится сам.

Это отличный прием, который помогает в развитии учебной мотивации! Интересуйтесь темами, которые изучает Ваш студент, задавайте вопросы, вступайте в обсуждение. Рассказывая услышанный на лекции материал, человек более глубоко осмысливает его и лучше запоминает. Такой вид занятий одновременно дисциплинирует, вносит разнообразие в учебный процесс и помогает студенту взглянуть на изучаемый предмет с другой точки зрения. Покажите своему ребенку, какой авторитет он приобрел в Ваших глазах, и он будет стремиться его поддерживать. Такие беседы способствуют формированию доверительных взаимоотношений между детьми и родителями. Кроме того, Вы действительно узнаете много всего интересного.

       По возможности создайте условия для полноценного обучения – исключите отвлекающие факторы.

        Многие студенты пытаются совмещать работу и учёбу. Если заработок – это не насущная необходимость для вашей семьи, то обсудите с сыном или дочерью, стоит ли распылять свои силы? Выберите, что в итоге важнее для вас: диплом в перспективе или деньги сейчас.

       И помните, что первый год обучения – самый важный, т.к. именно в это время происходит формирование основных учебных навыков, закладка базовых знаний. От этого зависит успешность обучения в профессиональном учебном заведении вообще. Любые негативные влияния на учебу в этот период ведут к тяжелым последствиям.

      Таким образом, на первом курсе Вашему ребенку нужно как можно больше сил и времени отдавать учебе, чтобы в последующем иметь возможность спокойно, безболезненно сочетать учебу с личной жизнью, досугом и другими сферами жизни.

 

Памятка для родителей "Трудный" подросток. Что же делать родителям?

  1.  Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

2.    Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

3. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

4. Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

5.  Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

6. Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить - это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

7. Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:

  • цените его откровенность, искренне интересуйтесь проблемами;
  • общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете его;
  • нельзя подшучивать над ним, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости;
  • не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию;
  • не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого;
  • ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом;
  • пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий;

 

  • расскажите им о себе, о вашей истории первой любви - это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

8.      Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

9.      Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

10.  Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

 

Для преподавателей.

Памятка для педагогов: как избавиться от любого стресса.

1. Окружающий мир – это зеркало, в котором каждый человек видит своё отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2. Стресс – часто следствие информационной перегруженности психики. Уменьшение количества и ответственности принимаемых решений, сокращение сфер жизнедеятельности, в которых мы проявляем активность, неизбежно приводит к снижению информационного стресса.

3. На дистанции жизни основным должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими. Смысл жизни человека и человечества – в альтруистическом самосовершенствовании.

4. Уменьшение уровня притязаний неизбежно снижает вероятность возникновения стресса. Полезно периодически вспоминать о том, что без многого из того, чего мы добиваемся, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и по средствам. Однако чем ниже уровень притязаний, тем меньше у нас стимулов к саморазвитию.

5. Нужно научиться, без каких-либо условий, понимать, а лучше уважать и любить всех, начиная с себя.

6. Если вы не можете изменить трудную для вас ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить свое  отношение к ней.

7. На Земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в ваше нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо всегда помнить об этом.

8. Чем выше степень вашей ответственности за те проблемы и трудности, которые у вас возникают, тем чаще вы можете испытывать стресс, и наоборот. Всё будет так, как надо, даже если будет по-другому. Однако чем ниже степень вашей ответственности, тем меньше на вас могут положиться окружающие.

9. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести – значит реже попадать в стресс.

10. Свою жизнь нужно оценивать не по тому, чего у вас нет, а по тому, что у вас есть.

11. Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие её. Жизнь такова, какова она есть. Если хочешь быть счастливым – будь им.

12. Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший вариант развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше ты готов, тем меньше стресс.

13. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишён этого чувства.

14. Нельзя слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет и в нём ничего не изменишь. Не погружайтесь слишком в мечты о будущем. Его ещё нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас.

15. Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живёте и ощущаете себя. Живите не в квартире или на рабочем месте, а в Солнечной системе. В её масштабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство.

16. Расширяйте временные границы своего мировосприятия. Знайте историю своего рода, страны, человечества, развития жизни на Земле, развития Галактики. Абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеете и вы!!!

17. Мир вероятностен, и в нём всё может произойти. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Чем шире они у человека, тем больше он видел, знает, допускает, тем реже он попадает в стресс, так как оказывается готов к любому варианту развития событий.

18. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем глубже человек понимает, что происходит с ним, с его семьёй, страной, человечеством, тем реже он испытывает серьёзный стресс.

19. Эволюция за 15 миллиардов лет «отшлифовала» мир до зеркального блеска. Мир совершенен и поэтому прекрасен. Учитесь видеть это совершенство и красоту, а также радоваться им.

20. Главные причины ваших  неудач в вас. Но себе-то вы  можете  многое простить. В целом ведь вы хороший и делали  всё, что могли!

21. «Есть упоение в бою…» Испытания, которые нам посылает судьба, могут вызвать стресс. Но они могут быть и мощным источником нашего саморазвития, обогащения жизненного опыта, радости от трудной победы. Нужно научиться использовать конструктивное начало в любой проблеме, с которой мы сталкиваемся. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…»

22. Укрепление физического здоровья – важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле – здоровый дух.

Запасная рекомендация.

Если эти 22 рекомендации не устранили ваш  стресс и не облегчили вам  жизнь, помните, что  все ваши беды и печали носят временный характер. Все они пройдут.

 

Памятка для педагогов "Методы убеждения подростков".

1. Метод противоречий, основанный на выявлении противоречивости в доводах убеждаемого и на проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление.

Пример. Считаешь ли ты, что необходимо с уважением относиться к окружающим? Можно ли расценивать поведение как проявление уважения к окружающим? Как тогда его можно объяснить?

«Ты должен слушать учителя, потому что он умней» — противоречивое убеждение. Может последовать: «Не всякий и не во всем».

2. Метод «извлечения выводов»: аргументы излагают не сразу, сначала необходимо добиться согласия на каждом этапе.

Пример. Считаешь ли ты, что урок должен содействовать повышению уровня знаний у учащихся? Согласен ли ты, что прежде чем переработать информацию, то есть подумать над ней, запомнить, нужно сначала ее получить? Какие способы восприятия информации существуют? (Имеется в виду ответ: «Основные - зрение и слух - при условии определенной концентрации внимания»).  Можно ли сделать вывод, что для успешного восприятия информации ее нужно выслушать или прочитать? Как будет выглядеть «портрет» ученика, успешно воспринимающего информацию?

3. Метод двусторонней аргументации: излагают преимущества, а потом недостатки принятого решения. Это создает впечатление непредвзятости убеждающего.

Пример. Давай рассмотрим сначала все трудности и недостатки того варианта, когда полностью будут соблюдаться правила поведения на уроке. Да, пропадает возможность продемонстрировать друзьям собственную «крутость», которая заключается в неповиновении взрослым. Может быть, будет трудно справиться с собственными желаниями. Теперь давай рассмотрим преимущества. Будет формироваться такое мужское качество, как умение терпеть в трудной ситуации. Одноклассники будут относиться к тебе с уважением за настойчивость в достижении цели.

4. Метод «Да, но…» используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашаются с собеседником, а после некоторой паузы приводят доказательства недостатков его подхода.

 

Пример. Можно согласиться с тем, что стертые учителем из школьного компьютера файлы представляли для тебя ценность, и следовало спросить твоего согласия на это. Но давай подумаем: если бы учитель пришел к тебе домой и разложил в твоем книжном шкафу антикварные издания Пушкина, вправе ли ты был бы их выбросить?

5. Метод бумерангов: собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в противоположную сторону. Метод часто неэффективен для подростков, которые сами им хорошо владеют, «ловят» на него взрослых, заставляя их прибегать к самооправданию.

Пример. Согласись, что ты был не слишком вежлив на уроке. — Да, но это потому, что вы были ко мне необъективны. — Нет, я отношусь к тебе как ко всем. — Но вы потеряли мою тетрадь. — Но я дала тебе листок. И т.д.

Убеждение будет эффективно, если:

  • осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; возбуждение, гнев интерпретируются как неуверенность убеждающего;
  • когда не только предлагается своя, но и рассматривается аргументация убеждающего;
  • когда отсутствуют прямые заключения о неправоте убеждаемого, задевающие его самолюбие и повышающие уровень самозащиты;
  • когда отсутствуют длинные назидательные (менторские) сообщения, в процессе которых собеседник выключается или начинает защищаться;
  • когда между аргументами присутствуют некоторые паузы, поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание собеседника;
  • когда сам убеждаемый принимает участие в обсуждении и принятии решения, так как люди лучше перенимают взгляды, в обсуждении которых принимают участие.

 

Памятка педагогу «Психотерапия неуспеваемости».

1. Правило первое : не бей лежачего. Двойка - достаточное наказание, и не стоит наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и от вас он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

2. Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного недостатка в минуту. Знайте меру. Иначе ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже, либо просто окажется несущественным.

3. Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно выразительности и пересказа.

4. Правило четвертое: хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за такие качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть как можно более безличной: «такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

5. Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или успехами соседа по парте. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь взрослые упрёки: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду»!

7. Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни  иллюзий полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

8. Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели.  Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи,  радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.        

9. Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила», и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

10. Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только в словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте графики, таблицы, линеечки и т. п., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

 

Конфликт - студент и преподаватель.

Конфликт - студент и преподаватель. Еще десять лет назад, было корректным спрашивать у студента какую книжку он прочитал недавно. Все реже студенты читают книги и все чаще получают информацию только из интернета. И с этим надо мириться. Старшее поколение преподавателей с трудом воспринимает такие возможности. И у многих возникает конфликт со студентами, которые говорят на не понятном языке, используют не понятные термины. Извечный конфликт поколений. Многие преподаватели до сих пор не понимают, что студенту не составляет труда заказать программу или курсовую на специализированном сайте. Или даже просто найти и скачать нужную программу. И тут возникает новый конфликт: даже если преподаватель все это понимает, он очень ограничен в своих возможностях: есть утвержденные планы, есть проверяющие, мало времени на придумывание новых заданий, еще меньше времени на их проверку. Преподаватель оказывается зажат в тиски: с одной стороны интересы студентов, с другой административные требования учебного заведения. Каков выход в такой ситуации? Ответ один: стать на сторону студентов, стать одним из них. Как это сделать? Очень просто: учиться новому. Если вы преподаватель - не боритесь со студентами, а станьте участником тех форумов, на которых зависают ваши студенты. Используйте такие форумы для общения со своими студентами. Скажите им свой ник, компетентно отвечайте на их вопросы и на вопросы других участников форума. В конце концов, создайте свой собственный сайт, предложите наиболее продвинутым студентам стать его модераторами или ведущими какой-то рубрики. И еще один совет: не стесняйтесь того, что многих вещей вы не понимаете. Это нормально. Стесняйтесь того, что вы не можете научиться. Учитесь у студентов тому, чего не знаете. Ну а если не получается, то просто ваше время уже ушло и вам надо уходить вместе с этим временем. Студенты всегда тяготеют к новым технологиям. Пользуйтесь этим: вместо того, чтобы вылавливать их, когда они используют свои мобильные телефоны для того, чтоб списать формулы - объявите конкурс на написание лучшей шпаргалки для телефона. Поверьте, пока студент будет набирать эти формулы и писать программу, он выучит ваш предмет намного лучше, чем если вы заставите его зубрить конспект ваших скучных лекций. Или вот еще одна идея: предложите студентам набрать ваш конспект и сделать из вашего курса лекций электронную книгу в формате epub или fb2. И еще один момент: станьте со студентами партнерами. Предложите написать совместно какую-то программу, где вы будете руководителем проекта, а студенты - исполнителями. И вместе с ними обсуждайте все проблемы и трудности, которые возникают при реализации проекта. Это студентам будет интересно. Если вы преподаватель гуманитарного профиля - не задавайте студентам бессмысленные рефераты, которые пачками можно скачивать бесплатно или покупать. Дайте творческое задание, которое будет полезно и вам и студенту. Например, ваше начальство заставляет вас написать учебное пособие. Отлично. Выполните эту работу вместе со студентами. И польза будет и студенты будут понимать, что вы не выбросите в мусорную корзину то, что они скачают. А если вы еще и мотивируете студентов не только оценками, а пообещаете, что во вступлении напишите о том, что студенты (с указанием фамилий) участвовали в подборке материала, тестировании, исправлении ошибок, то у вас будет команда единомышленников, а не надоевших вам ленивых и безразличных ко всему студентов. Удачи у доски.

Научно-методическая работа.

      Рабочая гипотеза: внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий процесса в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста.

      Цель: личностный и профессиональный рост преподавателей и студентов.

      Главная научно-методическая цель работы колледжа: повышение качества образования в результате внедрения в образовательный процесс новых образовательных технологий.

      Задачи: повышение психолого-педагогической, методологической и общекультурной компетентности педагогов; совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, новых образовательных технологий, инновационных проектов, передового педагогического опыта; совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС СПО.